Зимняя или всесезонная?


Этот вопрос волнует многих, так как приобретение полного комплекта зимней резины — ощутимая статья расходов на автомобиль, а «всесезонка» кажется разумным компромиссным решением. Но экономия в этом случае мнимая, а минусы решения существенно преобладают над плюсами. Сначала о цене. Пусть стоят всесезонные шины дешевле, чем комплекты летних и зимних покрышек, ресурс у них существенно ниже. В итоге математика такая: на 2 комплекта сезонных шин придётся как минимум 2 комплекта «всесезонок». И помните, зимняя резина должна быть одета на все колеса. Только самоубийцы ставят эксперименты, устанавливая зимние шины исключительно на ведущие колёса.

Оставляя в стороне финансы, сталкиваемся с проистекающими от универсальности недостатками. Такая резина показывает худшие результаты в сравнении что с летними, что с зимними покрышкам. Особенно разница заметна зимой, когда необходимо справиться с очень разными погодными условиями, обеспечивая на должном уровне управляемость автомобиля, а с ней и безопасность. Так что мы рекомендуем остановить свой выбор именно на зимней резине.

 

Шипы

А вот тут однозначного ответа не дать. Шипованная резина имеет несравненно лучшее сцепление с заледенелым дорожным покрытием, но шипы уменьшают площадь соприкосновения протектора с чистым асфальтом. К тому же она нередко отличается высокой шумностью и часто имеет скоростное ограничение в 130 км/ч. Снова компромисс, решение, которое нужно принимать, исходя из конкретной ситуации.

Если в вашем регионе зимы суровые, а коммунальные службы не считают делом чести радовать горожан повсеместно чистым асфальтом, шипы лишними не будут. Вы довольно быстро приспособитесь к особенностям поведения автомобиля на чистой дороге, а в случае появления льда получите проходимость и контроль на очень высоком уровне.

Важно заметить, что далеко не каждую покрышку можно (и нужно) ошиповывать. Лучше всего — приобрести резину с шипам от производителя. Только тогда можно быть уверенным, что выбраны подходящие шипы и что они правильно установлены. Только тогда резина будет обладать оптимальным балансом цепкости с дорожным покрытием и долговечности.

Нередко производителем допускается самостоятельный апгрейд резины, но браться за него должны профессионалы, чётко понимающие, как достигнуть желанного эффекта. Кустарные переделки не только не принесут пользы, но и могут сделать покрышки непригодными к использованию.

Решили все же обзавестись шипами? Не забудьте про обкатку резины — шипы должны найти «своё место» в покрышке. Для этого рекомендуют пару сотен километров отъездить плавно, без резких торможений и ускорений, придерживаясь скоростного режима в 60-70 км/ч.

В случае приобретения нешипованной резины обратите внимание на рисунок протектора. Направленный рисунок особенно хорошо себя показывает на мокром снегу — слякоть отводится из-под колеса. Крупные шашки протектора выручат в глубоком снегу, но хуже себя показывает на чистой дороге (где предпочтительнее менее агрессивный протектор). По качеству рисунка наиболее удачными считаются так называемые «липучки», покрытие тонкими прорезями — ламелями. Их характеристики близки к шипованной резине.


Какого размера брать резину?


Прежде чем браться за выбор размера резины, необходимо ознакомиться с рекомендациями производителя вашего авто. Их не напрасно зовут «рекомендациями», но сильно отступать от них не стоит. Увлекшись размерами в плюс, вы рискуете цеплять элементы конструкции, а в минус — сделать посадку слишком низкой, что зимой критично. По общему правилу колесо в сборе (покрышка плюс диск) должно быть примерно такого диаметра, как установленное изначально, увеличение его незначительно, сантиметра на два, обычно допустимо.

В процессе выбора вы столкнетесь с несколькими параметрами: посадочный диаметр, профиль и ширина покрышки.

Чем меньше посадочный диаметр, тем дешевле шина. Едва ли такая зависимость обусловлена спецификой производства, тут скорее играет роль маркетинг. Меньший диаметр компенсируется высотой профиля, что сказывается на управляемости при высоких скоростях. Определяясь с диаметром, стоит учесть расположение тормозного диска и ступицы, если они позволяют, можно выкроить порядка дюйма. В таком случае диск на зиму будет необходим другой, желательно штампованный — литые не лучшим образом реагируют на ледяные ухабы, зимняя грязь на дорогах повреждает их покрытие. Бывалые водители советуют выбирать резину повыше, зимними автогонками на такой едва ли стоит заниматься, но в обычных городских сценариях она оптимальна.

Определяясь с посадочным диаметром, обратите внимание на такой нюанс: минимальный его показатель для штатных дисков и дисков сторонних производителей может отличаться на размер. Проверить, не оказался ли ваш автомобиль в числе таких «нестандартов» несложно, достаточно самого поверхностного поиска в интернете.

При выборе профиля резины вы снова ограничены допустимым производителем размером. В большинстве случаев можно ставить покрышки на один размер больше, чем штатные. Именно на нем стоит остановиться — чем выше резина зимой, тем лучше.

Ширина шины тоже немаловажна. Она должна быть минимальной (обзавестись излишне узкой резиной вы не рискуете, так как у неё будет недостаточный внешний диаметр). Небольшая ширина позитивно сказывается на поведении автомобиля на скользком покрытии, да и в случае езды по слегка присыпанному снегом дорожному полотну вы выиграете. Последний аргумент скорее из практики — «грести» на узкой резине проще, шина быстрее добирается до твёрдой поверхности.

 


Оптимальный скоростной режим

Каждая шина имеет индекс скорости, который определяет допустимый скоростной режим. Для маркировки используются буквы от H до Z (диапазон от 140 км/ч до 300 км/ч).

Очевиден факт, что переплачивать за резину с высокой допустимой скоростью нерационально. Например, если электроника вашего автомобиля ограничивает его скорость на отметке 180 км/ч, приобретение шин с индексом S (180 км/ч) и выше уже излишне, да и мало кто зимой разгоняется быстрее 130-140 км/ч, а это уже порог шин с индексом N.

Стоит также учесть, что выход за пределы допустимой скорости далеко не всегда критичен и приведёт к неприятным последствиям, как для резины, так и для водителя. Производителем допускается небольшая (в пределах 10-15 км/ч) и кратковременная (например, обгон) перегрузка. В таком случае покрышка явно не пострадает.


Износостойкость

Немаловажный параметр, определяющий долговечность покрышки. Коэффициент износоустойчивости обозначается единицами, причём базовый равен 100, что равносильно 48 тыс. км. пробега. Соответственно коэффициент 400 (наиболее распространённый) говорит о том, что покрышка должна прослужить 192 тыс. км. Но эта цифра условна. В реальной жизни износостойкость резины зачастую ниже, нежели в идеальных лабораторных тестах. В любом случае, чем коэффициент больше, тем для вас лучше.


Распространенность модели шины

Приобретая комплект резины, убедитесь в том, что со временем вы без проблем сможете заменить одну или несколько вышедших из строя покрышек. Даже выгодная на первый взгляд покупка экзотичной на нашем рынке модели или такой, что уже не производится, может вылиться в муторные поиски замены. И если такую найти не получится, то потребуется вообще полная замена сразу всего комплекта резины, что вся экономия окажется только во вред.


Именитые и не очень бренды

Тут сразу нужно сделать оговорку — идеальной формулы выбора нет. Однако нужно понимать, что высоко котирующееся имя вовсе не означает, что весь модельный ряд бренда одинаково хорош. Но все же имя и стоящая за ним история во многом страхуют от неудачного приобретения.

 

Украинских и российских брендов лучше избегать — приобретая их покрышки, играешь в лотерею, где на карту поставлено слишком много. Из зарубежных именитых игроков обязательно нужно назвать Continental, Bridgestone, Gislaved, Nokian, Goodyear, Michelin — их продукция отлично себя зарекомендовала не только за рубежом, но и в наших непростых условиях. Если цена этих марок выходит за рамки вашего бюджета, можно обратиться к менее дорогим брендам: Firestone, Barum, Fulda, большинство из которых сотрудничает с более именитыми. Часто шина менее известного бренда является фактически переработкой устаревшей модели производства ведущей компании.

Бытует мнение, что дочерние компании именитых марок ничем не уступают им в качестве резины, но просят за свою продукцию ощутимо меньше. К сожалению, это не так. Отличаются технологичный процесс, сырье, уровень контроля качества. Принадлежность того же Firestone к Bridgestone вовсе не позволяет поставить между этими марками знак равенства.


Опыт других пользователей


Даже у именитых производителей бывают неудачные модели. И наоборот, подчас модель от менее известного бренда может оказаться очень даже удачной. И никакие характеристики, никакое описание не позволит вам выяснить это. Поэтому совершенно не лишним будет предварительно ознакомиться с отзывами других пользователей, постараться найти статьи, в которых описывается тестирование различных шин.